Мероприятия        25 февраля 2018        2285         0

Свадебная игра. История. Традиции.

Многие русские сказки содержат выражение «сыграли свадьбу». Старинная русская свадьба — сложное игровое, точнее, театрализованное действо, называемое свадебной игрой.

К.Е. Маковский Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

К.Е. Маковский Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

Она складывалась из контрастного последования традиционных комедийных и драматических сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.
Основной драматический конфликт свадебной драмы составляло бесправное, угнетенное положение женщины в старой патриархальной семье. Особенно тяжелым оно было в эпоху
крепостничества, когда судьба девушки всецело зависела не только от воли отца, связывавшего с замужеством дочери хозяйственные расчеты (родители жениха выплачивали условленную сумму денег), но и от произвола деспота-помещика.
Важнейшие звенья свадебной игры — сватовство, рукобитье, смотрины (иначе — пропои, запоины), девишник, традиционное посещение невестой бани, прощание с родным домом утром свадебного дня, встреча свадебного поезда жениха родными невесты в день заключения брака. После венчания встреча молодых в доме родителей жениха, пожелания им счастливой жизни и достатка, свадебное пирование, сопровождаемое различными обрядами, веселыми величаниями и пляской.

К.Е. Маковский (Под венец)

К.Е. Маковский (Под венец)

С в а т о в с т в о — проходило в традиционных комедийных диалогах между сватами и родителями невесты. Обычно они исполняли условные роли купцов и торговых посредников: толковали о покупке и продаже пшеницы, овса, дров, иногда об убежавшей из силков кунице. Если сватовство принималось (а оно иногда и отвергалось), встреча сватов завершалась угощением. Исполнялись застольные песни.
Р у к о б и т ь е — (от выражения «ударили по рукам») — уточнение хозяйственно-материальных расходов со стороны родителей жениха и невесты.
С м о т р и н ы — встреча в доме невесты родни жениха. Если родители молодой четы были из одного села, то дело сводилось к традиционному пированию. Чаще невесту высватывали по поручению родителей жениха в каком-либо отдаленном районе (посредниками выступали сваты), так как в маленьких деревушках жители нередко состояли все в родстве и женить парня было не на ком. Тогда на смотринах родители жениха впервые знакомились своей будущей невесткой (с момента приезда гостей она по обычаю сидела в сенях, укрытая с головой большим платком, и причитала) и с ее родными. Наступал момент, когда будущий свекор звал невесту, снимал с нее платок, рассматривал и целовал в обе щеки, выражая свое одобрение выбору сватов («Хороша невеста, не кривая и не хромая»). Жених в старину на смотринах не присутствовал, очень часто молодые впервые видели друг друга лишь в день свадьбы. Случалось, что венчали малолеток. С целью приобретения даровых рабочих рук сына-малолетку женили на взрослой девушке.
В оставшиеся перед свадьбой дни подруги невесты постоянно бывали в ее доме, помогая в шитье приданого, пели лирические и величальные свадебные песни.

Ф.С. Журавлев (Перед венцом)

Ф.С. Журавлев (Перед венцом)

Д е в и ш н и к — прощальная вечеринка в доме невесты — одна из кульминаций бытовой драмы. На девишнике звучали свадебные песни, рисующие прекрасный, чистый облик невесты, ее будущую судьбу. Нередко невеста изображалась горько плачущей («Зеленая груша в саду шатается, свет Марьюшка душа расплакалась»). Наряду с этим во многих песнях выражалась надежда на то, что жених полюбит свою нареченную, и она понравится его матери.
На девишнике невеста причитала. Если причитаниями выступала приглашенная «вопленица», она сидела рядом с невестой под большим платком, прикрывавшим обеих с головой.
В русских северных местностях причитания разрастались очень широко. Часто они строились в виде диалога между невестой, ее матерью или старшей сестрой. Темой их была разлука с родным домом и будущая трудная жизнь в чужой многолюдной семье.
У т р о   с в а д е б н о г о   д н я — с раннего утра подруги собирались в доме невесты, чтобы одеть и причесать ее к венцу. Расплетали девичью косу, делая прическу замужней женщины. На фоне величавно — торжественной старинной песни в исполнении хора подружек невеста последний раз причитала. Утром свадебного дня пелись горестные «прощальные» песни.

И.С. Куликов (Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме)

И.С. Куликов (Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме)

В с т р е ч а   п о е з ж а н — в момент прибытия свадебного «поезда» в доме родителей невесты воцарялись тревога и волнение («Матушка! Что во поле пыльно?— Дитятко, кони разыгрались!»— поется в песне). Невеста, причитая, просит не отдавать ее «чужим злым людям». Жених с «дружкой» и сопровождающей их «свитой» нередко находят двери дома на запоре. Иногда путь свадебного поезда преграждается на улице завалом из бревен. Подруги невесты встречают свата и жениха «корильными» песенками, высмеивают внешность, одежду (они будто бы одеты в обноски, истасканные чертями), приписывают им нелепые поступки («… в огород пива бочку пролили, всю капусту полили»). От злоязычных «величаний» дружка и сват откупались деньгами и подарками. После этого невесту увозили сначала для совершения церковного обряда венчания, а затем в дом родителей жениха.

С в а д е б н о е   п и р о в а н и е — длилось несколько дней. При входе молодых в дом родителей жениха их осыпали хмелем или зерном чтобы обеспечить им зажиточную жизнь. На свадебном пиру в роли распорядителей торжества выступали сват и дружка — затейники и балагуры, веселившие гостей своими остроумными шутками и традиционными присловиями.
Свадебное пирование сопровождалось торжественными поздравительными величаниями, перемежавшимися с забавными «корильными» песенками и веселыми плясовыми. Нередко они исполнялись своего рода специалистками — «величалками», мастерски певшими традиционные свадебные песни в довольно сложном многоголосном изложении. Обычно певицы располагались полукругом; под песни с четким плясовым ритмом одна — две «величалки» плясали. Величали не только молодых, не по очереди и всех присутствующих, начиная со старших родственников жениха и невесты.

К.В. Лебедев (Боярская свадьба)

К.В. Лебедев (Боярская свадьба)

Э в о л ю ц и я   с в а д е б н о й   и г р ы — к концу ХIХ — началу ХХ веков многие из старинных обычаев отживают. Крепостное право отошло в прошлое, с патриархальным деспотизмом молодежь вела упорную борьбу. Кое-что в свадебных обычаях меняется. Смотрины уже не обходятся (как прежде) без жениха; жених с товарищами заходят и на девишник, приносят невесте подарки. Общий эмоциональный тон свадьбы светлеет: все меньшую роль играют причитания, на первое место выдвигаются величанья, в которых поется о любви и согласии молодых, будущей их счастливой. В советскую эпоху уходят в прошлое эпизоды свадебной игры, связанные с женским бесправием, полностью отмирают причитания невесты, но сохраняются величания праздничного характера. На свадьбах звучат гармонь, веселые частушки.
В полном виде старинная свадебная игра исполняется в наши дни лишь на эстраде в виде излюбленного национального спектакля, насыщенного прекрасным песенным звучанием.

 

 

error: Content is protected !!